Вся Европа смеется над нами и очень нам сочувствует  
19 мая 2013 г. в 08:30

Мы на сегодня впереди планеты всей, ведь мы решили объединить два важнейших вида экзаменов – за курс средней школы и для поступления в вуз.

В разных странах существуют разные системы, но везде итоговая аттестация отделена от процессов зачисления или поступления в высшие учебные заведения. В Чехии, например, те, кто не собирается получать высшее образование, не сдают никаких тестовых экзаменов, а просто сдают традиционные экзамены за курс средней школы и получают аттестат. Для тех, кто хочет дальше учиться в высших учебных заведениях, есть тестовый дополнительный экзамен, который не является обязательным, но без которого их просто не примут в высшее учебное заведение. Его результаты выдаются дополнительно к аттестату, а не вместо аттестата, как это делается сейчас у нас. У нас те, кто не сдал ЕГЭ, вообще не получают аттестата, а получают справку.

В других странах существует иная система: например, во Франции вообще никакого тестового итогового экзамена нет уже с 1971 года и вообще нет никакого экзамена для поступления в вузы. Там существует так называемая «сорбоннская система». То есть всех желающих после окончания школы записывают в тот или иной вуз, они обучаются там один или два семестра, по итогам семестра сдают зачеты и экзамены, и те, кто успешно сдали, будут дальше продолжать обучение. Тех, кто не сдал эти экзамены, просто отчисляют. Есть тестовая система в Великобритании, но там она тоже существует не в обязательном порядке, причем она не единая государственная, а только для поступления в определенные виды учебных заведений. А над нами смеется вся Европа и очень нам сочувствует.

Читать далее

Отказались от школьной формы из-за игры в демократию  
25 апреля 2013 г. в 08:30

В связи с идеей вернуть школьную форму я хочу сказать следующее. Я – настоящий «динозавр» системы образования и был директором школы еще в советские времена. Так вот, я считаю, что эта мера очень положительная. Форма дисциплинирует, придает опрятность, благодаря ей не сильно заметно имущественное различие. Надо разработать два-три варианта школьной формы. Могут быть некоторые отличительные особенности в лицеях, гимназиях и так далее, но базовая школьная форма должна быть единой.

Отказались от школьной формы из-за игры в демократию. В свое время из школы убрали комсомол, пионерию; в этом пакете решений шла и отмена школьной формы. Говорилось, что дети должны ходить в чем попало, чтобы не быть заформализованными и заорганизованными. А кончилось это тем, что мы увидели в фильме Гай Германики «Школа». Школа превратилась в полнейший «отстой». Но вот теперь решили, что надо ситуацию поправлять. Между прочим, в самых лучших и престижных западных школах есть школьная форма. Там нет единой государственной формы, но те учебные заведения, которые имеют долгую историю, сохранили и свою школьную форму.

Читать далее

Потребитель потребляет то, что создано другими, а нужны творцы  
6 апреля 2013 г. в 04:10

Сегодняшняя система образования фактически следует американским традициям и стандартам. То, что в начале 80-х годов начали делать в Соединенных Штатах Америки, перекочевало к нам. В США это привело к тому, что в 2005 году Билл Гейтс сказал, что американская школа умерла: она перестала готовить людей, способных производить интеллектуальный продукт, и перешла на подготовку потребителей.

Мы тем же самым путем идем к тому, чтобы выхолостить классическую фундаментальную систему образования в российской школе, перевести ее на прикладные рельсы. Следовательно, ни о каком дальнейшем инновационном пути развития нашего государства говорить не приходится.

Потребитель потребляет то, что создано другими, а нужны творцы. Но то, что сделано в последние десятилетия в России, говорит о том, что мы пытаемся уничтожить фундаментальную систему подготовки интеллектуально развитой личности. Тут и перевод многих развивающих предметов на платную основу, а следовательно, и отсечение от них значительного числа детей. Тут и нормативно-подушевой принцип финансирования школы, что сокращает ее финансовые возможности. Тут и Единый государственный экзамен...

Общий вывод прост: наша система образования не способствует инновациям.

Читать далее

В системе нашего образования за год ничего не изменилось  
8 марта 2013 г. в 08:30

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вновь оказался в репутационном рейтинге ста лучших вузов. В этот раз отечественное учебное заведение разделило 50-ю строку с Университетом Сиднея. При этом больше ни один российский вуз в данный рейтинг не попал.

Я вообще не верю в рейтинги. Я считаю, что главная задача любого высшего учебного заведения – подготовить специалистов для своей страны. А когда делаются международные рейтинги, то берутся какие-то общие показатели, которые, может быть, для нас вообще неактуальны: например, обучение иностранных студентов.

Я считаю, что российский вуз в первую очередь должен готовить специалистов для России, а уже в десятую очередь думать о том, какие иностранцы приедут к нам учиться. Поэтому я думаю, что в системе нашего образования ничего не изменилось за год ни в лучшую, ни в худшую сторону. Однако потихоньку наблюдается тенденция изменения в худшую сторону, потому что массовое уничтожение вузов (а эту позицию отстаивает нынешнее министерство образования) ничего хорошего нам не сулит. Для страны нужны отраслевые специалисты, а готовить их могут только небольшие отраслевые вузы. Крупные вузы готовят специалистов-теоретиков вообще, а для работы в конкретной отрасли они не подходят.

Читать далее

Государственные вузы попадут в тяжелую ситуацию  
25 января 2013 г. в 08:30

Опубликовано распоряжение правительства, согласно которому в России запланировано постепенное сокращение вузов. Между тем целый ряд стран уже ввели всеобщее высшее профессиональное образование, а в России почему-то решили пойти в противоположном направлении.

Мотивация здесь двояка: с одной стороны, у нас не хватает специалистов рабочих профессий со средним профессиональным образованием, а с другой стороны, по мнению многих специалистов, наше высшее профессиональное образование стало халтурным, то есть не отвечает современным требованиям. Но мы предлагаем начать работу по вложению в систему образования дополнительных средств, по проведению контроля всех этих шарашкиных контор, которые понаоткрывали за 20 лет, а не сокращать бюджетное финансирование.

Вместо того чтобы бороться с халтурой, начинают бороться с довольно успешными государственными вузами, сокращая там бюджетные места, сливая их друг с другом и так далее. Итог будет очень плачевный: ведущие государственные вузы попадут в тяжелую ситуацию, и они начнут проигрывать в коммерческом плане огромной массе негосударственных шарашкиных контор.

Читать далее

Сейчас в образовании у нас повторяется то, что уже было в США  
6 сентября 2012 г. в 08:30

Министр образования Дмитрий Ливанов сделал заявление о том, что к тестам могут добавиться дополнительные испытания. Речь идет о дополнительных экзаменах, которые независимо от ЕГЭ самостоятельно принимают вузы в соответствии со своей специализацией. Эта система уже работает, она применяется в МГУ, МФТИ, Бауманском университете и ряде других, а сейчас предлагается это сделать повсеместно.

Практически сейчас у нас повторяется то, что мы видели в США. Там Единый тестовый экзамен сначала был единственным, а потом каждый вуз начал принимать абитуриентов на основе своих собственных дополнительных испытаний с учетом портфолио. Портфолио – это перечисление достижений человека, намеревающегося поступить в вуз. Приемная комиссия также решает, каким образом оплачивать обучение абитуриента. Возможно предоставление стипендии, гранта, частичной оплаты образования.

Что касается нововведения, о котором говорит Ливанов, я его поддерживаю, потому что эта мера, по сути, против ЕГЭ, а я неоднократно критически высказывался по поводу ЕГЭ.

Читать далее

Победили люди, готовые к самоограничению, самопожертвованию  
5 мая 2012 г. в 08:30

Мы победили за счет очень жесткой, централизованной системы управления страной. Это позволило максимально мобилизовать все силы и создать условия для наступления армии и работы тыла. Но не надо забывать и о цене Победы, которая оказалась высокой.

Я бы не стал здесь говорить о том, что СССР победил благодаря предвоенному прорыву в сфере образования. Мы к 1940 году только-только выходили на необходимые рубежи в ликвидации неграмотности. Но вот идеологически-воспитательная работа проводилась очень мощно. Она фактически сформировала человека, способного на самопожертвование, не оглядываясь на свою судьбу и на все остальное. Идеологическая машина за 20 предвоенных лет воспитала целое новое поколение: ведь длина поколения – примерно 16 лет.

Таким образом, в войне победили люди, готовые к резкому самоограничению и самопожертвованию. Это – одна из важных причин, которые позволили нам одержать верх. Конечно, был прилив патриотизма, однако я хотел бы отметить, что патриотизм бывает разный – условно говоря, тихий и громкий. Тихий – это любовь к родным пенатам, а громкий воспитывается идеологией. Тогда был прилив именно громкого патриотизма, основанного на идеологической составляющей.

Читать далее

Мы всегда были впереди по подготовке специалистов фундаментальных наук  
17 марта 2012 г. в 08:30

Недавно был опубликован рейтинг вузов британского издания The Times Higher Education. Первая тройка – Гарвард, Массачусетский технологический университет и Кембридж, а ни один российский вуз не попал даже в топ-100.

Я критически отношусь к подобного рода рейтингам. Мне непонятны критерии, по которым оцениваются вузы. Также надо четко знать, какая группа экспертов составляла список лучших вузов. Кроме того, мы всегда были впереди по подготовке специалистов фундаментальных наук, а на Западе специализировались на выпуске прикладных специалистов, и это тоже надо учитывать при рейтинговании. Т. е. существует масса деталей, на которые надо обратить внимание, прежде чем делать вывод о том, на каком месте находятся наши вузы.

Однако хотел бы отметить, что мы послушались европейских советников и присоединились к Болонскому соглашению. В результате мы, не отработав всех деталей, перешли на двухуровневое образование (бакалавр-магистр) и запутались в стандартах высшего образования. Много говорили о том, что у нас неэффективно расходуются деньги, что у нас плохой менеджмент, и вот вам итог: теперь по уровню финансирования системы высшего профессионального образования мы занимаем последнее место в Европе. Вот отсюда все и идет. Это – одна из важных причин того, что мы имеем сейчас то, что имеем.

Читать далее

Наша Академия наук является предметом зависти для многих американских ученых  
17 января 2012 г. в 08:30
Евгений Примаков заявил, что нам следует развивать в первую очередь Академию наук с ее научными центрами и институтами. Есть несколько подходов к развитию научной базы. В Европе центрами научных исследований в области точных наук были аналоги наших НИИ. Они появились на рубеже XVIII-XIX столетий, при этом университеты в Европе главной своей задачей ставили изучение гуманитарных проблем и гуманитарных наук. Американцы, как бы отрицая опыт Старого света, сделали свои университеты центрами научных исследований, а уже при них появились учебные подразделения. До сих пор такая система и осталась в Соединенных Штатах.

В России, начиная с XVIII века, в университетах ставилась задача подготовки высококвалифицированных научных кадров, а научные задачи решали специализированные институты. Они объединялись под крылом Академии наук, т. е. у нас в стране Академия наук стала неким связующим звеном. Какая из этих систем лучше, сказать трудно, и каждый принимает свою модель. Евгений Максимович говорит, что наша Академия наук является предметом зависти для многих американских ученых. Он прав, потому что в Америке нет единой структуры, а каждый университет самостоятелен и работает по-своему.
Читать далее

В сфере образования много наломали дров за последние годы  
22 декабря 2011 г. в 08:30

Уходящий год можно охарактеризовать как период стабилизации в системе образования. Это связано с тем, что год был предвыборным, и никому не хотелось делать резких движений.

Напомню, что в начале года обсуждался вопрос о новых стандартах образования для старшей школы и был внесен проект закона об образовании, но оба документа так и не прошли Государственную Думу. Это говорит о том, что отвечающие за принятие решений сделали тайм-аут, боясь очень резкой реакции населения страны. Например, стандарты образования в старшей школе вызвали отрицательную реакцию по всей стране, и хотя потом предложили несколько других вариантов, но не приняли ни одного.

В сфере образования много наломали дров за последние годы. Столько всего нареформировали, столько всего поломали в этой сфере, что уже это вызывает негативный отклик, и поэтому в 2011 году наблюдается затишье. Полагаю, что в следующем году новый состав Государственной Думы вернется к этим вопросам, и будут очень серьезные дискуссии.

Читать далее