Наши некоторые вундеркинды заканчивают школу экстерном в 14-15 лет  
22 ноября 2011 г. в 08:30

Министерство образования и науки разработало механизмы, благодаря которым школьники смогут учиться в вузах с 9-го класса. Видимо, будет введена специальная подготовительная программа, хотя уже и сегодня наши некоторые вундеркинды заканчивают школу экстерном в 14-15 лет. Такие примеры я знаю лично, можно вспомнить известного пианиста Андрея Коробейникова. Он в 15 лет закончил школу, а в 17 – Европейский университет права.

Возможность учиться в вузе с 14 лет – это только проект, и возникает вопрос: «На какие средства будут ребята обучаться?». Ассигнований на этих детей нет, и в дальнейшем не будет, потому что бюджетных мест становится все меньше и меньше. Поэтому обучать ребенка старших классов, чтобы он смог поступить в вуз в 14 лет, хотя и интересно, но первый же вопрос, который зададут преподаватели: «Как это будет оплачиваться?».

Я боюсь, что в конечном итоге ученики и школьного образования не получат, и студентами не станут. Все закончится очень большим разочарованием, ведь работа по такому проекту должна вестись целенаправленно, по плану, с финансовым обоснованием. А пока это только декларация, под которой нет реальных шагов.
Читать далее

Учитель остается самой малообеспеченной категорией социальных работников  
6 октября 2011 г. в 08:30

Если в Соединенных Штатах заработная плата учителя составляет 120% от зарплаты работников в сфере производства, то у нас – 60%. Нормативно-подушевой принцип финансирования – это вообще удавка для учителя. Он привел к росту числа «мертвых душ» в школах, и уже было несколько уголовных дел по этому поводу.

Сельский учитель сегодня получает не более 10 000 – 12 000 руб. в месяц, а учитель начальных классов – и того меньше (5000-7000). В крупных городах ситуация получше. Больше всего зарабатывают учителя в Москве. Здесь зарплата может превышать и 30 000; правда, и жизнь в столице примерно в 2,5-3 раза дороже, чем в регионах.

Учитель остается самой малообеспеченной и малооплачиваемой категорией социальных работников. Говорят, что существует возможность подработать репетитором, и действительно в крупных городах имеются такие дополнительные доходы. Но представьте себе село, где есть 15-20 учеников, а их родители еле-еле сводят концы с концами. Понятно, что рынка репетиторства там нет. В результате учитель ищет приработок, совмещая разные должности: например, учитель труда работает одновременно учителем географии.
Читать далее

Этот учебный год мы встречаем со слезами на глазах  
2 сентября 2011 г. в 08:30

Этот учебный год мы встречаем со слезами на глазах. В этом году мы недосчитались более чем 1000 школ. Процесс т. н. реструктуризации, или закрытия школ, идет полным ходом. Это может привести к тому, что лет через 10 детям вообще некуда будет ходить.

Следующая проблема – это переход на новые стандарты образования, в этом году на них переходит начальная школа. Казалось бы, это – интересные и современные стандарты, внедряется принцип внеаудиторной деятельности детей, т. е. предлагается больше заниматься вне стен класса. Кроме того, начальная школа переводится на компьютерное обучение. Это – прекрасные пожелания, но выполнить их будет практически невозможно. Очень многие школьные учителя не готовы работать во внеурочной системе. Да и представьте себе школу в «каменных джунглях», где нужно организовать специальный выезд детей за пределы города. Для этого нет ни средств, ни возможностей.

Что касается компьютерного обучения, то это означает, что мы переводим малышей на обучение в виртуальный мир, но большая часть школ не имеет компьютерной техники. Кроме того, есть и проблема кадров: ведь многие учителя обучались в тот период, когда ноутбуки были еще новинкой, а многие не работают и на стационарных компьютерах.

Читать далее

Ситуация с высшей школой не менее напряженная, чем со школой обычной  
27 августа 2011 г. в 08:30

Сегодня ситуация с высшей школой не менее напряженная, чем с обычной. За последние 20 лет высшая школа выдавила из себя почти все самые лучшие профессорско-преподавательские кадры.

Причина тут не в том, что руководители вузов – такие нехорошие люди. Практически высшая школа была брошена на выживание: бюджетное финансирование с каждым годом сокращалось, сокращались и бюджетные места со скоростью 4-5% в год, а в педагогических вузах и того больше – 8-10%. Шло систематическое недофинансирование вузов, в среднем по стране 25-30% ежегодно, а есть регионы, где недофинансирование - 50-60%.

В общем, принцип был «кто выживет, тот выживет». Поэтому понятно, что в таких условиях оставались работать лишь старожилы, истинные энтузиасты. Но развилась коммерциализация высшего образования, и этим людям сейчас все менее комфортно. Сегодня можно говорить о том, что качество образования в высшей школе за последние двадцать лет ухудшилось в 2,5-3 раза.

Читать далее

Государство полностью снимает с себя ответственность за систему образования  
1 августа 2011 г. в 08:30

Сейчас очень многих беспокоит, каким образом будет решаться вопрос о продвижении законопроекта об образовании. Вокруг него идут большие споры, этот документ, предложенный Министерством образования, выставлен на официальном сайте и собрал несколько тысяч откликов со стороны общественности.

Совершенно очевидно, что этот законопроект фактически пересматривает всю доктрину системы образования в РФ. По сути, образование переходит в сферу коммерческих услуг. Если в законе пропишут, что школа помимо бюджетных средств может привлекать внебюджетные, то так оно и будет — ведь надо учесть, что бюджетное финансирование мизерно. Поскольку никаких параметров финансирования новый законопроект не прописывает, то, по сути, вся система образования будет существовать на деньги родителей, организаций, предприятий и т.д. Фактически государство снимает с себя полностью ответственность за систему образования.

Кроме того, в этот новый законопроект вошли все самые большие пороки, против которых выступала педагогическая общественность последние годы: ЕГЭ, нормативно-подушевой принцип финансирования, Болонская система и т.д. Если документ будет принят в том виде, в котором он предложен Министерством образования, это будет означать логический конец всей системы образования в России.
Читать далее

Главная проблема России – то, что дипломы продаются на каждом углу  
20 июля 2011 г. в 08:30

СМИ передали заявление Медведева о том, что Россия и Германия должны двигаться к взаимному признанию дипломов. Но, на мой взгляд, Германия этого не сделает, потому что есть единая образовательная система в рамках Евросоюза. То есть этот вопрос сначала должен быть урегулирован с Евросоюзом.

Главная проблема в России – это не качество образования, а то, что на каждом углу эти дипломы продаются, поэтому автоматического признания дипломов ни одна страна Европы не сделает. Каждый диплом нострифицируется, то есть проверяется, действительно ли человек заканчивал высшее учебное заведение, получил ли соответствующую квалификацию и как эта квалификация соотносится с нормами Европы.

Взаимное признание дипломов нам необходимо, потому что идет процесс создания единого мирового рынка труда. Как бы мы ни сопротивлялись этому, но процесс глобализации неизбежен. Я не хочу? чтобы Россия вошла в ВТО, но предполагаю, что те, кто объявляет о готовности подписать договора о взаимном признании дипломов, жаждут туда попасть. Но этого не случится, пока не будут преодолены внутренние российские проблемы.

Читать далее

Шведы стали заложниками той системы образования, которую создали  
18 июля 2011 г. в 08:30

Швеция – одна из немногих развитых стран, которая приняла доктрину образования как коммерческую услугу. Существует положение, что образование – это коммерческая услуга, за которую через налоги платит потребитель и, соответственно, требует качества.

Кроме того, Швеция приняла и ювенальную юстицию, а это раздел права, который позволяет ребенку жаловаться на взрослого, на родителей, педагогов и так далее. В результате шведы в какой-то степени стали заложниками той системы, которую создали. Падение дисциплины в школе и негласное рейтингование учителей на основе опроса учащихся тому примеры. Первыми эту систему ввели у себя американцы еще в конце 80-х годов. Им это очень понравилось, и они ее порекомендовали европейцам. Многие, но не все европейские страны устояли, сохранили традиционную систему. Страны бывшей Восточной Европы это не приняли, не взяли ее французы, немцы.

Нам тоже нельзя перенимать эти принципы. Если детей втягивать в какой-то степени грязную игру, то это чревато тяжелыми последствиями. Когда они видят, что с помощью таких механизмов можно свести счеты с неугодным им учителем, они начинают этим пользоваться.

Читать далее

Нам нужна такая армия, в которой бы служили не менее десяти лет  
10 июля 2011 г. в 08:30

Я давно отстаиваю позицию, согласной которой России нужна контрактная армия. В сегодняшней ситуации, когда большая часть границ осталась неприкрытой, должна существовать прекрасно обученная армия с мобильными подразделениями. Это должны быть профессионалы, способные решить любую боевую задачу в любой момент. А студентов и школьников надо оставить в покое, надо проводить с ними разъяснительную работу, выявлять из них тех, кто будет готов выполнять свой долг, находясь на службе в армии, и делать из них хороших профессионалов с хорошей зарплатой, обеспечивая им полный социальный пакет.

Сама же служба в контрактной армии должна быть престижной, и, кстати, американцы, как только нужно дать возможность людям заработать, объявляют набор в контрактную армию. С огромным удовольствием те, кто лишается работы, идут на переподготовку с последующей службой в ВС. Правда, там подписывают краткосрочные контракты, и поэтому их пример для нас не очень хорош. Нам нужна такая армия, в которой бы служили не менее десяти лет, а лучше – всю жизнь, получая прекрасное довольствие и становясь высококлассными профессионалами.

Читать далее

Будущее ЕГЭ мутно  
15 июня 2011 г. в 08:30

У меня ощущение от ЕГЭ этого года достаточно простое и понятное. Народ активно начал приспосабливаться к этой глупости. В этом году огромное количество возможностей использовано для того, чтобы списать результаты ЕГЭ. Никакие увещевания Рособрнадзора по поводу того, что будут ужесточены меры контроля, не работают, и это вполне очевидно.

Я еще 5 лет назад говорил, что для того, чтобы обеспечить стопроцентную информационную безопасность проведения этого экзамена в России, надо было создать десять новых дивизий ФСБ. Тогда в каждом пункте приема ЕГЭ поставили бы по офицеру, который бы осуществлял государственный контроль и обеспечивал полную безопасность проведения этого экзамена. Поэтому результаты подобного рода экзаменов считать легитимными нельзя.

Будущее ЕГЭ мутно. Все понимают, что эта абсолютная глупость рано или поздно умрет, но предсказать конкретно, когда это произойдет, никто не может. По моим предсказаниям, это произойдет где-то в районе 2014-2015 года. С 2013 года должны начать работать новые стандарты образования, а ЕГЭ в новые стандарты ни при каких условиях не вписывается.

Читать далее

Премьер, видимо, забывает о тех законопроектах, которые вносит правительство  
2 июня 2011 г. в 08:30

Выступая на 6-м съезде Всероссийского педагогического собрания, премьер-министр России Владимир Путин пообещал повысить учителям зарплату и заявил о том, что среднее образование в России останется бесплатным. Надо сказать, что второй тезис уже не соответствует действительности. Потому что его же правительство давало заключение и направляло в Госдуму 83-й Федеральный закон об изменении статуса муниципальных учреждений. В нем уже предусмотрено, что вся развивающая деятельность в школах будет осуществляться за счет привлеченных средств или средств родителей.

А образование, как известно, - это не только те 36 обязательных часов занятий в неделю, но целостная система, которая включает и внеурочную деятельность, и развивающую деятельность, а также занятия по интересам. Если все это будет идти за счет средств родителей, то о какой бесплатности образования можно говорить? Это значит, что за бюджетные деньги детей будут учить читать, писать и считать, а за все остальное должны будут платить родители. Поэтому премьер-министр, видимо, забывает о тех законопроектах, которые предлагает его правительство.

Владимир Путин также предложил присутствующим вступить в создаваемый общественный народный фронт. Лично мне кажется, что вся эта затея с фронтом - чисто пиаровский ход. Аналогичные движения, создаваемые другими политическими лидерами, признаются вне закона, а здесь вдруг все «рядами и колоннами» должны ринуться вступать в этот фронт. Я считаю, что это очень вредная политическая затея, которая может привести к конфронтации, а не к консолидации нации.

Наконец, что касается обещанного повышения зарплаты учителям, то конкретных цифр не названо. И не известно, как это будет происходить. При нынешней системе оплаты труда учителей вполне очевидно, что даже продекларированное повышение оплаты труда реально выльется в то, что эта оплата повысится на копейки, что никоим образом не решит проблему материального обеспечения педагогических работников. Если бы премьер сказал, что всем учителям независимо от стажа работы или разряда, который они имеют, будет гарантированно повышена заработная плата от того уровня, который они имеют сегодня, допустим, на 50% (как объявил Дмитрий Медведев для медицинских работников), то это было бы понятно. А так получается общая декларация – выражение «фонд учительских зарплат» - это очень растяжимое понятие. И рядовому учителю непонятно, что он конкретно получит из этого фонда. Так что все эти заявления достаточно расплывчаты и неконкретны.

Читать далее