Фурсенко может стать одним из «козлов отпущения» в преддверии выборов  
25 мая 2011 г. в 08:30

На встрече с учеными Дмитрий Медведев чуть ли не впервые за все время своего нахождения на президентском посту пригрозил увольнением министру образования Андрею Фурсенко. Однако, как мне показалось, это было сказано в достаточной степени несерьезной форме. Хотя, как говорится, «слово не воробей». Так что если оно уже «выпущено», значит, на то есть определенные основания.

Вообще, среди экспертов зреет мнение, что в предвыборный период власти могут найти одного-двух «козлов отпущения» среди министров правительства. Как в свое время произошло с Зурабовым. Речь идет о самых непопулярных среди широких слоев общества фигур. А Фурсенко, безусловно, непопулярен в связи со своими действиями на посту министра. Несмотря на то что Медведев говорил о том, что у него «возникает желание» отправить министра образования в отставку, полушутя, значит, скорее всего, это решение подспудно зреет и даже, возможно, обговаривается.

Однако даже если отставка произойдет, то Фурсенко будут увольнять не за то, что при его содействии идет развал системы образования, а найдут какой-то чисто формальный повод. Но всем будет понятно, что в определенном ракурсе это выглядит как своего рода дань избирателю, недовольному политикой властей. Для того, чтобы он понимал, что руководители учитывают мнение рядовых граждан.

Читать далее

Сегодняшнее образование в России можно называть бесплатным лишь условно  
12 мая 2011 г. в 08:30

Сегодняшнее образование в России достаточно условно можно назвать бесплатным, потому что созданы такие условия, при которых учитель не всегда может дать качественного образования непосредственно во время урока. Особенно в старших классах родители нанимают репетиторов, что связано и с подготовкой к ЕГЭ.

Какие же условия порождают платность сегодня? Самое главное условие – это переход на нормативно-подушевой принцип финансирования школы. Мы столкнулись с парадоксальным явлением: чем больше учеников находится в школе и классе, тем более высокая степень финансирования данной школы, класса и учителя. Поэтому директора школ заинтересованы в том, чтобы у них было как можно больше учеников, что приводит к переполненности классов.

Наполняемость многих классов составляет до 30, а иногда и до 40 человек. С этими фактами мы неоднократно сталкивались по целому ряду регионов, а разделить такой класс на две части нельзя, потому что минимальная наполняемость должна быть 25 человек. В классе сидит по 30 с лишним человек, и в таких условиях дать качественного образования невозможно. Это приводит к тому, что фактически после уроков начинается вторая школьная жизнь, но уже за деньги. Если раньше кружки, факультативы шли за счет государства, то теперь они идут за счет средств родителей.


Читать далее

Надо вернуться к классической форме итоговой аттестации  
2 мая 2011 г. в 08:30

Все знают, что я довольно последовательный критик ЕГЭ. По выходу человека из школы нам надо оценивать, что он знает и как умеет знаниями пользоваться. Поэтому всегда документ, который выдавался на выходе из школы, назывался «аттестат зрелости». Теперь он фактически заменен справкой о сдаче тестовых экзаменов. Идея была в том, чтобы итоговые экзамены принимали не те, кто обучал ребят, а люди со стороны. Сейчас оценивают знания по обезличенным тестовым заданиям.

Я же считаю, что надо вернуться к классической форме итоговой аттестации, которая предусматривает общение ученика с теми, кто его учил, а также должны в этом участвовать приглашенные специалисты. Под ними я подразумеваю вузовских преподавателей, а могут быть и представители научных организаций, ученые, деятели культуры и искусства.

Мы выпускаем человека в жизнь. Если он пойдет в вуз, то там его спросят по определенным профильным предметам. А ЕГЭ выполняет двойную функцию: выпуск из школы и поступление в вуз. На мой взгляд, таких вещей быть не должно. Я считаю, что мы можем принимать в вузы всех, причем без экзаменов. По итогам собеседования записать студента на первый курс, и уже во время учебы он будет сдавать зачеты и экзамены. Вот тогда преподаватели и определят, оставлять его учиться или нет.


Читать далее

Опять наступают мучения для миллионов российских выпускников  
18 апреля 2011 г. в 08:30
Опять наступают мучения для миллионов российских выпускников в виде ЕГЭ.
Говорят, что ЕГЭ упрощает жизнь выпускников, но, как показывает опыт, ЕГЭ ухудшает их моральное и физическое состояние. Многие выпускники довели себя уже до полного истощения, потому что, начиная с сентября, они натаскиваются на эти тесты ЕГЭ. Во многих школах практически прекратились занятия, кроме натаскивания на ЕГЭ. А с апреля это станет всеобщим явлением в российской школе. Многие начнут активные занятия с репетиторами. Рекламы по подготовке к ЕГЭ сегодня много, а на кого попадет выпускник, он не знает. Попытка максимально подготовиться будет толкать его в сторону малоквалифицированных людей.

Что такое ЕГЭ, красочно сказал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он сказал, что весь эксперимент с единым госэкзаменом провалился. Такие выводы сделала комиссия, которую он создал. Она всесторонне изучила все возможные последствия ЕГЭ, завершив свою работу в декабре прошлого года. Сергей Миронов об этом в одном из интервью совершенно четко заявил и считает этот эксперимент полностью провалившимся.
Читать далее

Лучший вариант реформы – вернуть традиции советской и российской школы  
20 марта 2011 г. в 08:30

Я видел новый вариант образовательного стандарта, вывешенный на официальном сайте Министерства образования. На мой взгляд, ничего принципиально нового по сравнению с предыдущим вариантом там нет. Разработчики пытаются доказать, что они пошли навстречу пожеланиям представителей экспертного образовательного сообщества и расширяют круг предметов для изучения. Однако как было 36 учебных часов в неделю, так они и остаются, при этом 4 предмета будут обязательны, а всего модулей – 6.

Да, ученики не ограничены выбором лишь 2 предметов, то есть можно выбрать и больше, но, взяв, допустим, 3 предмета из одного цикла, ученик в других циклах останется «на нуле». Ничего нового не дает появление в списке предметов астрономии, которая была выведена за рамки стандарта в первом варианте. Астрономия будет изучаться в разделе «естественные науки» и остается необязательным предметом. Необязательными также являются искусствоведение, хореография и др. Об учебных же планах говорить рано.

Если не брать в расчет предметы идеологического цикла, то советские стандарты представляли собой полный набор того, что нужно ученику для получения полноценных знаний. Эту образовательную систему и надо вернуть. Сегодня самый лучший вариант реформы заключается в том, чтобы вернуть самые лучшие традиции советской и российской школы.

Читать далее

Ежегодные расходы на образование должны быть не менее 7% от ВВП  
28 февраля 2011 г. в 08:30

Законопроект «Об образовании», который предложен Министерством образования и науки для обсуждения, практически опускает нормативные моменты по оплате труда педагогических работников. Но есть и другой законопроект (депутатов Госдумы Смолина и Мельникова), так вот, там материальные обязательства государства прописаны.

В документе сказано, что ежегодные расходы на образование должны быть не менее 7% от ВВП нашей страны. Это планка европейских государств. Кроме того, в этом законопроекте сказано, что итоговая государственная аттестация не обязательно проводится в форме ЕГЭ. Отсутствует и идея Федерального закона № 83, согласно которой образовательные учреждения фактически разделяются на автономные, бюджетные и казенные.

Законопроект Смолина и Мельникова составлен так, что каждая школа должна получить все необходимое вне зависимости от того, сколько учеников в ней обучается. Как видим, авторы не разделяют нормативно-подушевой принцип финансирования. То есть те моменты, которые вызывали споры и возмущение у педагогической общественности, исключены. А вот в законопроекте Министерства образования этого нет.

Читать далее

День российской науки – это праздник со слезами на глазах  
10 февраля 2011 г. в 08:30

День российской науки – это праздник со слезами на глазах. Мы вынуждены признать, что наша фундаментальная наука потихоньку умирает. Причин несколько. Во-первых, недофинансирование исследований. Расходы составляют менее 3% ВВП, что соответствует уровню развивающихся стран.

Во-вторых, практически уничтожены все центры фундаментальной российской науки, при этом мы занялись прикладными игрушками и культивированием центров, таких как «Сколково». Фактически они будут работать на отдельные корпорации. Неслучайно большая часть молодых, талантливых людей из России уезжает. Она здесь не может найти себе применение, поскольку нет ни финансовых возможностей, ни условий, в которых можно было бы работать и заниматься исследованиями.

Для того чтобы изменить ситуацию, надо в корне изменить отношение к образованию и фундаментальной науке, направляя туда средства. Понятно, что без классического образования невозможна и наука. Прикладные же вещи должны делать корпорации за счет средств олигархов. Они заинтересованы в сиюминутных прикладных технологиях, применении их на практике, а государство должно отвечать за фундаментальные разработки. Без этого мы будем двигаться вниз по ведущей вверх лестнице.

Читать далее

Нам удалось остановить введение государственного образовательного стандарта  
6 февраля 2011 г. в 08:10

Нам удалось остановить введение государственного образовательного стандарта. Планировалось, что он будет принят в апреле Госдумой, а с 1 сентября следующего учебного года этот стандарт заработает. Но не тут-то было!

Проект стандарта привел в ужас не только постоянных оппонентов Министерства образования, но и всю педагогическую общественность и вызвал вопросы у руководства страны. Неслучайно премьер на заседании президиума правительства с недоумением выслушал доклад господина Фурсенко. Министерство образования уже сделало заявление о том, что внедрение этого стандарта предполагается не в 2011 году, а в 2013 году. Это ставит под сомнение и ЕГЭ, потому что по закону экзамен проводится на основе утвержденного стандарта, а раз его нет и не будет до 2013 года, то ЕГЭ повисает в воздухе.

Сейчас общественное движение «Образование для всех» и Всероссийский фонд «Образование», который я представляю, резко активизирует борьбу против ЕГЭ, против стандарта, о котором я говорил выше, и против предлагаемого проекта закона «Об образовании», потому что он ни в какие ворота не лезет. Наступает новый избирательный сезон, в декабре выборы в Госдуму, а потом и выборы президента страны. Мы надеемся, что политики будут осторожны в этой ситуации. Если партия власти будет бездумно поддерживать новации Министерства образования, она рискует серьезно проиграть в голосах.

Читать далее

Все разговоры о «профилизации» образования – это полнейшая чушь  
19 января 2011 г. в 08:30

Сегодня мы наблюдаем американизацию системы российского образования. Нам предлагают из обязательных школьных предметов оставить только 3-4. Это ОБЖ, физическая культура и «Россия в мире». Все остальное предлагают сделать по выбору. Фактически получится, что математику можно изучать, а можно и не изучать, то же самое – физика, биология и т. д. Всего дополнительно к обязательным надо выбрать 6 предметов.

Что именно навыбирают наши ученики – это большой вопрос. Каким образом будут формироваться профильные классы, никто не понимает. Представьте себе, что из начальной школы в среднее звено пришло 100 человек и все они начали выбирать себе предметы. Таких комбинаций получится 15-20, а значит, должно быть и 15-20 курсов в рамках одной школы. Как это будет реализовываться на практике? Это полная чушь, которая приведет к полной дестабилизации в обычной средней школе.

Так что все разговоры о «профилизации» образования – это полнейшая чушь. В США этим путем проходили в 80-90-е годы и в конце 90-х очухались. Там поняли, что фактически вся система образования в США рухнула. Об этом еще в 2005 году говорил Билл Гейтс, заявивший, что американской системы образования больше нет, а если мы и дальше хотим быть великой нацией, то нам надо немедленно это исправлять. Обама уже стал исправлять и тестовую систему, и раннюю профилизацию, но сейчас это навязывают нам.

Читать далее

В области образования 2010 год отмечен как положительными, так и отрицательными событиями  
6 января 2011 г. в 08:30

В системе образования 2010 год можно отметить как в положительном, так и в отрицательном плане. Начнем с отрицательного. Самым большим провалом в системе образования России за 2010 год было принятие Федерального закона № 83 об изменении статуса муниципальных учреждений. Практически это означает, что образовательные учреждения превращаются в некие коммерческие организации. Они будут получать фиксированную сумму из бюджета (субсидии на выполнение обязательных программ), а все остальное они будут зарабатывать сами. Это означает, что Россия окончательно покончила с важнейшим социальным принципом обеспечения образования своих граждан.

В положительном плане можно отметить законодательную инициативу, исходящую от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Ими был подготовлен очень серьезный законопроект об изменении механизмов лицензирования и аккредитации учебных заведений. Этот закон уже принят и начнет действовать с января 2011 года. Это положительный фактор.

Я много раз говорил о том, что российское образование гибнет и порядка 2000 школ ежегодно закрывается. И вот Генеральная прокуратура обратила на это внимание и направила министру образования официальное представление о том, чтобы это безобразие было прекращено.

Читать далее