Судьбы очень многих выпускников последующих лет будут просто сломаны  
4 июня 2010 г. в 08:30

Я думаю, что никто краски не сгущает по поводу ситуации с уменьшением общего количества выпускников школ в последующие годы, и в первую очередь мальчиков. Тотальный призыв в армию приведет к тому, что большая часть выпускников-мальчиков будет забрана в армию, и ситуация для страны станет катастрофической.

Это говорит о том, что мы, начав все-таки переход к контрактной армии, сказали «а», но не сказали «б». Мы как бы застыли в непонятной позе, в раскорячку. А мы должны были перевести все-таки армию в основном на контрактную основу, оставив небольшое количество призывников, а всем остальным дать возможность другого профессионального определения. Поэтому, я думаю, что судьбы очень многих молодых людей, юношей, выпускников последующих лет будут просто сломаны.

Если брать не армейскую проблему, а другие, то грядет сокращение количества вузов, потому что выпускников становится меньше. Фактически очень многие вузы останутся без набора, поэтому будет сокращаться количество бюджетных мест во многих государственных вузах, а часть негосударственных вузов просто прекратит свое существование. Они уже сейчас испытывают огромные трудности с набором, им некого набирать, а раз некого набирать, значит, они прекращают свое экономическое существование, потому что они живут за счет средств студентов. Я думаю, что большая часть негосударственных вузов просто канет в Лету. И не факт, что канут в Лету некачественные вузы.

Читать далее

Закон о статусе муниципальных учреждений означает конец бесплатного образования  
13 мая 2010 г. в 08:30

Принятие закона об изменении статуса муниципальных учреждений означает конец бесплатного образования в Российской Федерации и бесплатной медицины. Инициаторы этого закона пытаются уверить всех в том, что никакого изменения в системе финансирования образования и медицины не будет, на самом деле все обстоит с точностью до наоборот.

Фактически эти учреждения переводятся в статус коммерческих организаций. Из бюджета они будут получать только бюджетный минимум. Этот принцип называется «субсидиарный», то есть они будут получать государственную субсидию в соответствии с нормативно-подушевым принципом финансирования. Что войдет в этот бюджетный минимум, не знает никто, но, скорее всего, туда войдут только так называемые обязательные предметы. Это предметы, входящие в обязательный стандарт. Все остальные предметы, которые будут способствовать развитию личности, будут даваться за счет средств родителей.

Фактически проконтролировать кто, сколько, за что и в какие сроки берет деньги с родителей, не сможет никто. У меня уже были контакты с некоторыми правоохранителями и с работниками судебной сферы, и они в ужасе от этого, потому что им придется потом расхлебывать в какой-то степени всю эту заваруху. Пойдут заявления о том, что кто-то незаконно установил какие-то тарифы на какие-то платные образовательные услуги, и судам придется очень долго и нудно с этим разбираться.

Читать далее

Нам ломать свои традиции ни к чему  
4 мая 2010 г. в 08:30

Идея увеличения количества лет обучения в средней школе давно уже витает в воздухе. Эта идея у нас нереализуема. Для того чтобы увеличить обучение с 11 до 12 лет, нам надо дополнительно вложить средства, а у нас средства очень неохотно расходуются на образование. Нам надо, для того чтобы полноценно обеспечить сегодняшнюю систему увеличить финансирование как минимум в 3 раза. Для того чтобы добавлять еще один год, я думаю, нет финансовых ресурсов. 12-ти летняя система сложилась в ряде европейских стран. Нам ломать свои традиции ни к чему, мы их и так уже ломали, когда переходили с 10-летнего на 11-летнее образование.

В целом мировая тенденция такова, что оптимизируется процесс образования. Вот и надо заниматься оптимизацией – при минимальных сроках, при оптимальном построении учебных программ получить максимальный результат. То, что мы изучаем, порой, 1,5-2-3 года можно изучать, допустим, в течение 1-1,5 лет. Программы такие в России уже существовали и существуют сегодня. Есть у нас специалисты и педагоги, которые давно работают по таким программам. Я думаю, надо говорить, может быть, даже о сокращении сроков образования. Нужен более активный процесс социализации, активный процесс приобретения ребенком профессиональных навыков и процесс активного внедрения в жизнь.

Читать далее

Требования отмены ЕГЭ будут продолжаться  
23 апреля 2010 г. в 08:30

В отношении ЕГЭ в этом году ничего особенного по сравнению с прошлым не будет. Мы прогнозируем, в принципе, все те же проблемы, которые были в прошлом году: очень низкое качество ответов на тестовые задания. Что касается новшеств, то в этом году, я думаю, будет всего одно: вместо трех волн поступления в вузы будет две волны. Это в принципе сути проблемы не изменяет. Сейчас ЕГЭ никто не отменит, но мы должны смотреть на зарубежный опыт. В США 28 января этого года выступил перед конгрессом Барак Обама. Обама потребовал отменить тестирование на всей территории Америки и перейти на традиционную классическую форму итоговых экзаменов.

Родители из целого ряда городов России мне звонили, и они будут требовать предоставить альтернативу - сдавать ЕГЭ или сдавать в классической форме. Я думаю, волна возмущения будет продолжаться. Требования отмены будут продолжаться и на политическом уровне, и на уровне родителей. Мы отправили документы в Страсбург, в Европейский суд по правам человека, речь идет о том, что гражданин имеет право сам выбирать формы итоговой аттестации. Не знаю, когда будет рассмотрение, может быть, и в этом году.

Думаю, главной нашей задачей на сегодня является всеобъемлющий сбор информации, анализ этой информации и представление итогов ЕГЭ для того, чтобы убедить руководство страны в том, что это для нас чревато тяжелыми последствиями.
Читать далее

Надо возвращаться к традиционной фундаментальной российской науке  
12 апреля 2010 г. в 08:30

Вместо того, чтобы вкладывать нормальные деньги в фундаментальную науку и в развитие технологий, у нас увлекаются модными пиаровскими проектами. Альтернатива «Силиконовой долине» в том, чтобы заниматься систематическим и планомерным развитием фундаментальных наук и технологий. Необходимо создать отдельное Министерство науки, инноваций и технологий. Я сегодня вообще не вижу серьезных подходов к научным разработкам в России. Надо возвращаться к традиционной фундаментальной российской науке. Наш подход использовали многие страны мира, так что это не исключительно советский подход.

Наш подход по развитию фундаментальной науки использовали многие в мире, и они удивлены тому, как мы порушили тут систему, которая несла «золотые яйца». Европа удивленна, удивление высказывали даже южные корейцы. Когда Фрадков был премьером и встречался с южнокорейскими деятелями (рассматривал их достижения в области технологии), ему южнокорейцы сказали, что многие подходы к развитию технологий они взяли из традиционной советской научной школы. Они сказали, что удивлены тому, что мы не сумели активно использовать достижения своей научной школы, не сумели ее продолжить, развить.

Если посмотреть, то у южных корейцев нет никаких «силиконовых долин». Там серьезное внедрение осуществляется на планомерном уровне, без всяких спецпроектов, и они, кстати говоря, значительно опережают в этом плане американцев.
Читать далее

У ребят надо воспитывать чувство гордости за свою страну  
30 марта 2010 г. в 08:30

Я был и остаюсь сторонником предмета «Основы духовно-нравственной культуры». Я бы в этом плане, начиная с первого и по одиннадцатый класс, в соответствии с возрастными особенностями познакомил бы наших детей и с элементами религиозной культуры, и с элементами национальной культуры, и с художественными промыслами, и с традициями российскими – не только русскими, но и всех народов, которые населяют нашу большую страну. В первую очередь это должно быть сделано для того, чтобы воспитать у ребят чувство гордости за свою страну, привить им нравственные качества. Параллельно этому нужно давать основы этики и этикета, то есть основы культуры поведения. Это должен быть отдельный предмет – «Основы светской этики и этикета».

У нас в конце советского периода появился такой предмет, как «Основы семейной культуры». Я думаю, что этот предмет надо в школу возвращать. Он был почему-то подменен потом предметом «Основы полового воспитания». Это совершенно разные вещи, и предмет «Половое воспитание» сыграл, по сути, отрицательную роль в формировании личности наших школьников.

А что касается развития интеллекта, то в качестве факультатива, необязательного для всех, но факультатива для тех, кто к этому склонен, я бы ввел факультатив по логике. Это довольно интересная вещь, на которую многие ребята с огромным удовольствием ходили бы. Но здесь есть одна проблема, и эта проблема для всех предметов, которые я перечислил, - это проблема кадров.

Читать далее

Русская цивилизация изначально построена на высочайшей духовности  
18 марта 2010 г. в 08:30

Под русской цивилизацией мы, естественно, понимаем не только русскую национальную, но и вообще российскую цивилизацию, поскольку российское государство достаточно давно существует как многонациональное и многоконфессиональное и серьезно отличается от европейской, американской и юго-восточной цивилизаций. Русская цивилизация изначально построена на высочайшей духовности. Это и заслуга в какой-то степени отцов Русской православной церкви, которые сыграли большую роль в этом плане. Это - очень большая заслуга старчества: традиции старцев передавались из поколения в поколение. К их заветам и увещеваниям прислушивались очень серьезно.

Борьба двух начал, католицизма и протестантства, очень серьезно отразилась на всей цивилизационной модели Западной Европы и западной школы. Школа же является неотъемлемой частью любой цивилизации, поскольку школа - это институт формирования личности. Каждое общество по-своему подходит к формированию личности у подрастающего поколения. Западноевропейская школа была поделена фактически на две части - католическую и протестантскую.

Американская же цивилизация изначально зарождалась на постулатах переселенцев. Их модель общества строилась на постулате о свободе личности; с другой стороны, была очень жесткая регламентация поведения. Поэтому возникла серьезная исполнительная система подавления личности в виде суровых законов, и Соединенные Штаты Америки - одна из немногих стран, которые сохранили на сегодня смертную казнь.

Читать далее

Борьба идет не только в политическом, но и в интеллектуальном пространстве  
11 марта 2010 г. в 08:30

В отношении России давно уже действовали и продолжают действовать целый ряд программ, которые направлены на то, чтобы максимально снизить интеллектуальный потенциал российской нации. Это совершенно очевидный процесс, потому что идет борьба не только в политическом пространстве, но и в пространстве интеллектуальном.

Я не сторонник и не являюсь проводником теории заговоров в отношении России, но мы почему-то забываем о том, что 18 августа 48-го года была принята директива Совета национальной безопасности США 20/1, которая называлась «Задачи в отношении России». Вот если эту директиву посмотреть и изучить, то многое из происходившего в 80-90-е и в начале 2000-х годов становится понятно. Там очень многие моменты прописаны. Это не так называемый «план Даллеса», о котором довольно часто говорят.

В свое время представители Великобритании стали инициаторами проведения реформы образования в США. Американцы, поняв в определенный момент, что с ними пытались сделать и что уже сделали, те же самые инструменты начали применять в отношении России.

Японская элита совершенно четко работает именно на рост интеллектуального потенциала нации. В Америке очухались, бушевский период кончился. Обама понял, чем грозит ему дальнейшее продолжение той программы образования. Если говорить о Европе, то в Англии дегенерации среднего образования нет, там есть консервация. Можно отметить такую страну, как Германия. Там резко поменялась система образования, они поправились.
Читать далее

Нужно создать условия для творческой деятельности ученого  
22 февраля 2010 г. в 08:30

Одним из главных условий, которое может предотвратить утечку мозгов из любой страны, является создание условий для творческой деятельности ученого. Ученый, как правило, в меньшей степени, чем кто бы то ни было, озабочен личными проблемами, меньше озабочен своей заработной платой, какими-то бытовыми условиями. Если для него созданы все необходимые условия для творческой деятельности, вот тогда человек чувствует себя полностью востребованным. Если мы сегодня думаем о том, чтобы сохранить интеллектуальный потенциал, сохранить наши мозги, то руководству страны надо подумать о том, чтобы создать все необходимые условия для творческой деятельности наших научных кадров.

Для этого нужно создавать лаборатории, открывать специальные научные подразделения, создавать творческие группы, которые способны сообща с ведущим специалистом решать поставленные задачи. Нужно, чтобы от разработки этих научных трудов до их реализации было как можно меньше шагов и препятствий. Это уже вопрос чисто технологический. Но если мы обеспечим возможность быстрого применения научных разработок, то это будет фактическим показателем того, что труд ученого востребован.

Зарплата важна. В среднем заработная плата ученого в США составляет порядка 120-150 тысяч долларов в год. Я думаю, что если бы в России нам удалось создать такие условия, чтобы у нас хотя бы половину этого поучали ученые, то многие из наших отечественных ученых остались бы здесь.
Читать далее

Идея изменения урочной системы существует в России уже давно  
16 февраля 2010 г. в 08:30
Идея изменения урочной системы и приближения ее к вузовской системе уже давно существует в России. Целый ряд педагогов уже проходили по этому пути: проводили ряд уроков в виде лекций или длительных бесед, а потом проводили семинарские занятия, обсуждения по данной теме. Сначала проводится что-то типа вводного занятия, потом проводится лекция, и потом идет собеседование или семинарское занятие. Например, в московской школе № 320 мой друг, директор школы, заслуженный учитель России Юрий Семенович Котельников уже лет 20 эту форму использует.

Но к подобной форме надо относиться достаточно осторожно. Эту форму могут использовать только особо подготовленные учителя, имеющие хороший опыт в этом направлении, имеющие хорошие контакты с вузовской системой, потому что, как правило, к таким занятиям, помимо школьного учителя, привлекаются вузовские преподаватели.

Я не рекомендовал бы осуществлять повсеместный переход на эту систему. Это нужно делать очень осторожно, и все-таки младшее и среднее звенья к этому пока еще не готовы. Чисто лекционные занятия не идут в среднем звене, только в старших.

Экспериментировать в этом направлении мы начали уже лет 20-25 назад. Есть положительный опыт, есть даже целостные системы «школа – лицей – вуз».
Читать далее