Обама натолкнулся на сопротивление конгресса  
29 января 2010 г. в 19:00
Придя на пост президента США, Обама хотел продолжить практику, введенную Джорджем Бушем-младшим. Более того, он даже начал готовить соответствующий документ о расширении применения тестирования в образовании в тех штатах, где оно даже было свернуто. Но он тут же натолкнулся на очень серьезное сопротивление со стороны практически большей части конгресса и очень большого количества сенаторов.

Кроме того, против этого высказалась и большая часть губернаторов. Они достаточно здорово восприняли то, что еще в 2005 году на конгрессе губернаторов по вопросам образования высказал Билл Гейтс. Он тогда заявил, что тестовая система погубит национальный интеллект США, и предложил убрать немедленно всю тестовую систему, пока не поздно. С 2005 года шла скрытая борьба между противниками тестовой системы и администрацией Буша. Обама, видимо, сделал такой пробный заход, решив предложить усовершенствовать и продолжить эту систему. Получил тут же отпор.

Что касается увеличения расходов на образование, они и так там достаточно серьезные. Америка, по данным 2008-2009 учебного года, расходовала 11,2% ВВП на образование. Сейчас у них заложены параметры в пределах 12,8% ВВП, потому что китайцы заложили 12,5%. Началось соревнование между США и Китаем, кто лучше профинансирует сферу образования.

Читать далее

Образование, конечно, может стать национальной идеей России  
25 января 2010 г. в 18:15
Образование, конечно, может стать национальной идеей России, но только при целом ряде условий. Как понимают все ведущие эксперты, национальная идея – это такая идея, которая олицетворяет собой главные задачи нации, для того чтобы осуществить выход из тяжелого состояния или осуществить инновационный прорыв.

Если говорить об инновационном прорыве, то надо задать несколько вопросов. Образование как национальная идея как раз и означает своего рода инновационный прорыв, но кто этот инновационный прорыв будет осуществлять? Те управленческие кадры, которые существуют сегодня в государстве, особенно в сфере образования, не только не способны ни на какой инновационный прорыв, но и то, что сегодня осуществляется, тормозят со страшной силой.

Контуры понятны – образование через всю жизнь и образование через все сферы. Надо понимать, что образование - это очень неодносложный процесс, и когда во всем мире, во всех развитых странах говорят об образовании, они совершенно четко понимают, что речь не идет только о школе или, допустим, об университетах. Система образования – это своего рода целый уклад жизни. Чем более эффективно будет построена эта система, тем более высокоразвитым будет государство.

Моральный климат в обществе зависит от целого ряда факторов. Одним из важнейших факторов является уровень нравственного, идейного воспитания каждого гражданина и уровень его подготовленности к жизни в этом обществе. В школе процесс формирования личности очень сильно ускоряется. Здесь в зависимости от того, как будет построен весь школьный процесс, как будет осуществляться деятельность педагогического коллектива и каждого отдельного учителя как личности, зависит фактически, будет ли этот процесс идти ускоренным темпом и в нужном направлении или он будет застопорен.



Читать далее

Я скептически отношусь к тому, что 2010 год стал Годом учителя  
19 января 2010 г. в 18:15
2010 год объявили Годом учителя. Я с большим скепсисом отношусь к тому, что 2010 год стал Годом учителя, потому что ситуация у учителей к 2010 году сложилась совершенно аховая. За последние 10 лет резко снизился социальный статус учителя. Учитель достаточно серьезно потерял в заработной плате. Учитель лишился очень многих льгот, особенно учителя, проживающие в сельской местности, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока... Учитель был втянут в череду всякого рода экспериментов, реформаций и уже во многом потерял ориентиры и сам запутался в том, что сегодня происходит в системе образования. Учитель до сих пор работает без утвержденных стандартов образования. Сегодня он запутался в огромном количестве учебников, которые понаиздавали. Учитель вынужден сам выбирать среди этих учебников, порой низкого качества.

Если до начала 90-х годов одной из главных задач, которая ставилась перед школой, была не только задача образования, но и задача воспитания, то фактически уже начиная с 92-го года все воспитательные процессы были за рамки школы вынесены, но при этом плоды вот этого вот совершенно ужасного состояния пожинают теперь учителя. У них нет никаких рычагов воздействия на ученические коллективы и нет никаких методов воздействия на учеников – повысить голос сегодня учитель не может, какие-то меры воспитательного воздействия применить не может. В середине 80-х при всем том, что там тоже были очень непростые процессы, 80 из 100 были учителя-энтузиасты, выполняющие свою функцию по призванию, и только порядка 20 были, как мы их называли, «урокодатели», для которых неважно было получить результат (педагогический), которые оттарабанивали свои уроки и ко всему относились формально.

Читать далее

За 2008-2009 годы Россия потеряла почти 2000 школ  
12 января 2010 г. в 17:42
2009 год был промежуточным итоговым годом. В 2009 году в штатный режим вступил Единый государственный экзамен, и уже это показало, что ЕГЭ будет для российской системы образования трагедией. По итогам уже первого семестра, который завершился в декабре 2009 года, до 70% тех, кто поступил по результатам ЕГЭ, показали очень низкие результаты.

Второй момент – несмотря на заявление правительства о том, что в 2009 году будут значительно повышены расходы на образование, в абсолютном исчислении эти расходы снизились. Здесь сказался экономический кризис и инфляция и то, что в регионах денег на систему образования практически вообще не осталось.

Третий итог – за 2008-2009 годы, и это стало очевидно к декабрю, Россия потеряла почти 2000 школ, они закрылись. Если точнее, где-то около 1900 школ. Фактически такого не было даже в годы войны. Виной тому не только экономический кризис, но и очень неразумная политика в области образования.

Наконец, в 2009 году рядом депутатов предлагались серьезные поправки в Закон «Об образовании», с тем чтобы как-то усовершенствовать систему образования, но ни одна из этих поправок не была принята. Поэтому эти поправки были перенесены на первый квартал 2010 года, и где-то, видимо, 20 или 22 января они будут рассматриваться Государственной Думой. Но я тоже не уверен, что они будут приняты.

Читать далее

Элитное образование должно быть исключением  
18 декабря 2009 г. в 17:17

На Западе более ста лет активно развивается разделение в системе образования. Там существует муниципальная школа и элитные школы. Элитные школы, как правило, создавались в Европе при монастырях, крупных университетах. Создавались элитные пансионы, в которых уделялось значение в большей степени обслуживанию и персональной, индивидуальной работе с каждым учеником. Много элитных школ появилось в Великобритании, Франции, в Люксембурге, Лихтенштейне, в Швейцарии.

Это не совсем устраивает сегодня население объединенной Европы, поскольку считается, что все-таки элитное образование должно быть исключением. То есть должен быть очень небольшой процент элитного образования, а в основном надо уделять внимание массовой муниципальной школе, которую надо поднимать по всем позициям. Совсем поднять до элитного уровня невозможно, потому что там предполагается не только высокий уровень образования, но в первую очередь высокий уровень обслуживания, а столько денег нет для муниципальной школы.

В США в середине XX века элитная школа получила очень серьезное развитие, но это привело к тяжелым последствиям. Массовое образование в Америке носило прикладной характер. Это вот то, что внедряют у нас сейчас в России. То есть особо ничему не надо учить ученика, его надо учить пользоваться только тем, что имеется вокруг него, то есть считать на калькуляторе, пользоваться компьютером, знать, в какую розетку что включить…

Против этой системы в Соединенных Штатах Америки выступил целый ряд известных людей, в том числе выступил богатейший американец – Билл Гейтс.

Читать далее

Попытка отыграть назад является подтверждением неудачи ЕГЭ  
9 декабря 2009 г. в 16:59

Как сообщило издание «Время новостей», вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов заявил на заседании РАО о том, что единый государственный экзамен может стать двухуровневым. Таким образом, если система госэкзамена будет реформирована, то «базовый» уровень будут сдавать все выпускники, а «продвинутый» - те, кто при старой системе поступления (до введения ЕГЭ) сдавал бы математику при поступлении в вуз.

На мой взгляд, это решение отдает идиотизмом и лицемерием, потому что еще в 2005 году мы предлагали перевести ЕГЭ в другое русло. Мы предложили альтернативную систему ЕГО. То есть - «единое государственное оценивание». Оно включало бы в себя несколько разновидностей экзаменов: профильные экзамены, творческие работы, портфолио ученика и учет его индивидуальных способностей, а также психологическое тестирование. Речь идет о действительно комплексной объективной оценке.

Я и бывший гендиректор федерального центра тестирования Хлебников выходили с этой идеей на коллегию Министерства образования, однако она была отвергнута. И главным, кто ее отвергал, был господин Болотов. Он заявил о том, что они разработали уникальную унифицированную систему, которая будет способна всесторонне оценить знания ученика. Дескать, в этом направлении больше не нужно ничего придумывать - она проста, прочна и даст хорошие результаты.

Читать далее

Сегодня ситуация в нашей науке катастрофическая  
26 ноября 2009 г. в 16:09
По определению ведущих экспертов сегодня ситуация в нашей науке катастрофическая. Здесь даже дело не в том, что мы постепенно утрачиваем свои традиции. Тут существует целый ряд факторов. Первое – это недостаточное финансирование. На протяжении последних 15 лет мы не наращивали финансирование науки, а сокращали.

Во-вторых, у нас существует перекос. Мы почему-то ударились в технологии, забыв, что технологии могут развиваться только на основе научных открытий. Поэтому сначала нужно сделать максимальные вложения в развитие науки, а потом уже говорить о технологическом прорыве.

В-третьих, мы на сегодня фактически не занимаемся подготовкой новых научных кадров. Вузы превратились в некие комбинаты образовательных услуг, которые, опять-таки, просто накачивают некоторым определенным набором знаний, не давая навыков научной деятельности.

Фактически объединили в одной корзине две необъединяемые вещи - образование и науку. Они очень тесно друг с другом связаны, но имеют совершенно разные управленческие принципы и подходы. Поэтому создание единого такого Министерства образования и науки не способствовало развитию науки. Поэтому сейчас одна из задач – это все-таки привести все в норму, разделить два ведомства. Одно должно серьезно заниматься проблемами образования, а второе должно заниматься проблемами науки и технологий.

Одна из самых опасных тенденций, которая появилась сегодня, – это тенденция коммерциализации науки. Что касается фундаментальных исследований, то фундаментальные исследования никогда на коммерческой основе не строились. Это важнейшая функция государства, если оно не хочет оказаться на задворках технологического прогресса.
Читать далее

Устоявшаяся система обучения показала себя хорошо  
16 ноября 2009 г. в 16:52

Распорядок учебной деятельности сложился исторически, начиная с XII-XIV века в Европе, в странах Юго-Восточной Азии где-то начиная с XIX века сложился свой, а в России с конца XVIII века начала складываться своя система. Она была привязана к Европе, поскольку мы брали основные позиции у Европы. Наш учебный план практически копировал европейский. Поэтому у нас сложилась двухсеместровая система обучения в вузах. А в Юго-Восточной Азии триместры, а не семестры, то есть разделено на три части. Это обусловлено, во-первых, религиозными особенностями, а во-вторых, чисто погодными.

Сегодня много говорят, что, может быть, и у нас поменять систему обучения, разделить ее на три части, а может быть, даже на четыре. Я думаю, что это неразумно, устоявшаяся система себя давно хорошо показала, большой перегрузки она не дает.

Традиционно в Европе сложилось так, что учебная работа разделена на несколько позиций. Первая – это лекции, а по мере начитки лекционного курса начинаются семинарские занятия, и, наконец, идут практические занятия, и все это завершается зачетами, экзаменами, контрольными работами. Немножечко другая система сложилась в странах Юго-Восточной Азии. Там практически сразу начинается небольшая вводная лекция, и после этого сразу теоретически занятия полностью сочетаются с практическими. Это связано в какой-то степени с теорией конфуцианства, особенно в Китае, потому что там надо теорию осваивать на практике.

Трудно сказать, какая из систем более эффективна. Боюсь, что более эффективна как раз юго-восточная система. Боюсь, по одной простой причине: потому что как только я скажу, что она самая эффективная, кто-то начнет меня ругать и говорить, что я не патриот. А кто-то начнет бездумно ее внедрять. Так вот, внедрять эту систему очень сложно, потому что она сложилась веками и очень серьезно отработана, поэтому чисто механически ее перенять невозможно.


Читать далее

Европейские страны движутся к бесплатному высшему образованию  
11 ноября 2009 г. в 14:05
Образовательный кредит, о котором сегодня достаточно много говорят и считают его компромиссной формой, не являющейся напрямую платным образованием, все равно является формой платного образования. Заплатишь ли ты сразу или будешь потом выплачивать из своей зарплаты, не имеет никакого значения.

Суть заключается в том, что человек и вообще общество заплатило уже за образование своих детей своими налогами. Поэтому сегодня ведущие страны мира совершенно четко осознают, что из тех налогов, которые они собрали, они выделяют средства для того, чтобы фактически воспроизвести новые производительные силы. Уже однажды заплатив из своих налогов, родители молодого человека должны быть уверены, что больше с него никто ничего за это не возьмет.

Поэтому вполне нормально, когда целый ряд стран, таких как Япония, Южная Корея, Тайвань, перешли уже на эту систему. То есть там высшее образование бесплатное. Кстати, к этому же движутся сегодня и европейские страны. К 2030 году Германия полностью перейдет на бесплатное высшее профессиональное образование. В России до 91-го года высшее образование было бесплатным, потом мы перешли на платное. Теперь говорим о том, что мы опять посредством образовательных кредитов будем потихоньку возвращаться к бесплатному. Надо напрямую говорить, что это будет просто в завуалированной форме другая система платного образования.

Читать далее

Необходимо перестраивать саму систему школьного образования  
6 ноября 2009 г. в 10:59

Проблема детского здоровья в школе – это проблема не сегодняшнего дня. Это проблема, которая существует давно. Все ведущие педагоги уже давно сошлись совершенно четко во мнении, что необходимо перестраивать саму систему школьного образования. То есть классно-урочную систему надо видоизменять.

Мой товарищ профессор Базарный давно уже предложил интересные варианты того, что ребята в школе какое-то время сидят за партой, а какое-то время стоят за стоечками. То есть меняют свое положение тела, и это снимает целый ряд нагрузок, проводятся определенные физкультурные зарядки для различных частей тела в процессе учебы. Потом большое значение имеют уроки физической культуры. Сегодня они в школе проводятся совершенно бездарно. Во-первых, все занимаются вместе в одном классе, независимо от того, какое у тебя телосложение, какой у тебя уровень здоровья, какие у тебя заболевания, всех учитель выстраивает в одну шеренгу, и все делают одно и то же. В развитых странах давно уже есть деление на подгруппы.

Немаловажную роль играет работа медицинских сотрудников в школе. Сегодня в России 38% школ не имеют медицинских кабинетов. О каком состоянии здоровья вообще можно говорить в такой ситуации? Очень во многих школах, особенно в маленьких, малокомплектных, медицинские работники работают один – максимум два дня в неделю, хотя они должны постоянно находиться рядом с ребятишками и отслеживать их самочувствие.

Конечно, очень много нареканий сегодня по поводу школьного питания. Сегодня школьное питание строится по принципу: «Нате вам, что нам негоже».
Читать далее